Семья во Вьетнаме
Конфуцианское мировоззрение пока оказывает большое влияние на взаимоотношения в семье. Принцип уважения старших распространяется и здесь.
Роли в семье очень четки. Мужчины главенствуют, при этом муж и взрослые сыновья, если они еще остаются в семье родителей, обеспечивают материальный достаток.
Жена является «домашним генералом», она обеспечивает порядок в доме.
Разводы не так часты, как в западных странах.
Мужчина и женщина на мотобайке
В отличие от западных ценностей, проповедующих примат индивидуальности над обществом, во Вьетнаме существует следующая неполитическая иерархия: клан-семья-персона (в Китае — семья-клан-персона). Во вьетнамских семьях женщины придерживаются восточных традиций при определении главы семьи.
Вьетнамская семья включает в себя не только мужа, жену, и не состоящих в браке их детей, но и родителей мужа, детей сыновей и невесток. Расширенная семья включает еще и ближайших родственников и близких родственников, которые носят те же фамилии и имеют тех же предков и проживают в этом же сообществе.
Так называемые гражданские браки во Вьетнаме не распространены. Средний возраст вступления в брак равен для мужчин 26.8 лет, для женщин — 23.5, в больших городах — 28.7 и 24.9. Согласно опросам, до брака в половые отношения вступают 7.6% молодежи, 11.1% парней и 4% девушек.
Молодежь в возрасте от 14 до 25 лет составляет около 25% всего населения Вьетнама.
Семья во Вьетнаме испытала современные веяния. Статистика свидетельствует, что мальчиков здесь в течение последних 10 лет рождалось на два процента больше, чем девочек, а в некоторых провинциях превышение доходило до 20%. Это вызвано распространенностью дородового определения пола и более частыми абортами, если выясняется, что новорожденным будет девочка.
Дисбаланс полов среди новорожденных достиг 18%.
Показатель рождаемости составляет более 2,1 ребенка на одну женщину.
Вьетнамские семьи предпочитают первым ребенком иметь сына, а вторым допускают дочь. Поэтому чаще всего в семьях встречаются или два сына или первый сын, а вторая — дочь. В редких семьях можно обнаружить двоих дочерей.
На всплески рождаемости, в числе других факторов, влияет и лунный календарь, точнее вера в него вьетнамцев.
Браки с иностранцами
Браки с иностранными гражданами не являются редкостью во Вьетнаме. Однако такие семьи чаще всего уезжают из Вьетнама.
Организация «Союз женщин Вьетнама» создает в стране информационные центры, которые информируют вьетнамок о возможных рисках брака с иностранцами через нелегальных маклеров или брачных агентов.
Торговцы людьми активно участвуют в процессе «сватовства». Периодически во Вьетнаме проходят суды над преступными группами, продающими в страны Восточной Азии десятки и сотни женщин для занятия проституцией или под видом будущего брака, или без всякой маскировки. Обычно женщин для продажи набирают из бедных центральных районов и из дельты Меконга.
Такой «бизнес» распространен в большей мере на юге страны и ведет свою историю еще с 60-х годов. Например, в известном мюзикле 1989 года «Мисс Сайгон», главная героиня познакомилась с американским военным во время «конкурса красоты» в борделе во время присутствия в Южном Вьетнаме армии США.
Есть и другие примеры, но иного качества. Некий Нго из города Хошимина занимается тем, что помогает людям писать любовные письма. Его рабочее место находится рядом с центральным почтамтом города. За те 17 лет, в течение которых он занимается этим делом, с его помощью создалось немало семейных пар. Конечно, были и неудачи, но, большинство его бывших клиентов пишет ему потом слова благодарности. Помогают Нго в его бизнесе знание английского и французского языков.
Вьетнамские имена
Имена, фамилии у вьетов трехсоставные. Они состоят из семейного имени (аналог нашей фамилии), среднего имени и последнего, индивидуального или данного при рождении. При этом, индивидуальное имя это не совсем то, что у россиян является именем, с которым обращаются к друзьям и близким. Например, Лыонг Ван Бинь. Вьетнамцы могут сказать «директор Бинь». В России не скажут «директор Сергей». Вьетнамцы тоже путаются в расстановке акцентов, не зная как более уважительно обратиться к собеседнику. По имени вроде бы слишком фамильярно. Поэтому часто встречаются такие обращения как «привет, Иванов» к пожилому собеседнику.
Самая распространенная фамилия Нгуен, а также Чан, Ле, Фам, Хоанг. Второй составной частью фамилии является родовой или половой указатель, для женщин это Тхи, у мужчин выбор более широк: Ван, Нгок, Суан и т.д. Женские имена — это названия цветов, деревьев, драгоценностей, у мужских — чаще отражают какое-то свойство, например, Дык (Мужество).
Многие вьетнамцы в деревнях дают своим детям некрасивые имена (Крыса , Корова и т.п.). Делается это из-за поверия, что ребенка с некрасивым именем боги не захотят вдруг забрать к себе или навредить ему. Впоследствии многие деревенские жители приезжают работать в город и выбирают себе новые, красивые, имена. При обращении в официальной обстановке прибавляют «господин» или «госпожа». Обращение «товарищ» тоже распространено в официальных кругах.
Усыновление
Как и в других странах мира во Вьетнаме люди усыновляют и удочеряют детей. Там есть три основных типа усыновления: формальное, символическое и фиктивное.
В официальном типе есть два подвида.
Первый — «самодельный» приемный ребенок. Когда в семье нет сына, они усыновляют ребенка от его двоюродных или сестринских детей. Возраст «самодельного» усыновленного ребенка не важен. Приемный ребенок отвечает за заботу о приемных родителях, когда они стареют, и поклоняется им, когда они умирают. Он должен быть в трауре для своего приемного родителя в течение 3 лет как и обычный ребенок семьи. Поэтому после того, как его усыновитель умирает, он наследует имущество усыновителя.
Второй подвид — «усыновленный ребенок». Есть несколько случаев, чтобы стать приемным ребенком. Первый случай, если в семье нет детей. Они усыновляют ребенка, когда он родился. Второй случай — усыновление незаконнорожденного ребенка. Этот ребенок должен быть в трауре по поводу своего приемного родителя в течение 1 года.
Символическое усыновление.
Когда в семье есть ребенок, несовместимый с его родителем по гороскопу, его передают другой семье.
Фиктивное усыновление.
Этот вид практикуется когда семья испытывает трудности в воспитании своего ребенка или боится привидений-вредителей своего ребенка. Они выводят своего ребенка на улицу, и тогда другой человек усыновит его. Этот человек не является случайным прохожим. Соглашение семьей и приемной семьей заключается заранее. Через несколько часов после фиктивного усыновление настоящя семья выкупает ребенка назад.
Некоторые способы могут показаться странными, но они диктуются обычаями, корни которых находятся глубоко в древности