Вьетнамское национальное платье аозай
Вьетнамская национальная одежда аозай (áo dài) появилась при дворе королей Нгуенов в столице Вьетнама, городе Хюэ, в 18-м веке и вначале являлась одеждой знати. До этого вьетнамские мужчины более-менее высоких сословий носили костюмы мандаринов. Он состоял из более короткой и широкой туники, чем в аозай. Женщины носили длинное, халатоподобное платье Аотутхан (Áo Tứ Thân), девушки Аойем – (Ao Yem).
Мужчина-аристократ в платье аозай. Конец 19 века.
Женщины-работники офисов часто носят на работе платье аозай (слева трое)
Современный стиль женского платья аозай сформировался под влиянием китайского стиля в 1930-е гг., смешался со стилями северного Вьетнама в 1954 г. и южного Вьетнама в 1975 г. после объединения страны. Классическое платье состоит из облегающей блузы с высоким воротником, длинными до пят филенками спереди и сзади, одеваемой поверх свободных черных или белых брюк. Иногда такой тип платья называют туникой.
Аозай (ao dai) является национальным платьем вьетнамцев, как женщин, так и мужчин. Еще в начале 20-го века мужчины отказались от его ношения, полностью перейдя на интернациональный стиль. Только очень редко, в самых торжественных случаях, когда надо подчеркнуть национальность или место проведения саммитов, мужчины облачаются в аозай. Например, во время саммита АТЭС в Ханое в 2005 г. всем лидерам входящих в него стран пришлось надеть аозай из плотной материи, в том числе В.Путину.
Женщины тоже надевают аозай в торжественных случаях и когда необходимо подчеркнуть национальный колорит, но, значительно чаще, чем мужчины. Например, аозай носят стюардессы авиакомпании «Вьетнамские Авиалинии» и служащие банков. Ао зай надевают на празднование вьетнамского Нового года (Тет), на свадьбу, на народные празднества.
Для каждого случая и возраста подходит свой цвет. Например, платья белого цвета носят девочки младшего возраста и студентки, девушки постарше —пастельных тонов, фиолетовых оттенков — влюблённые, красного цвета – невесты.
Национальным головным убором является коническая шляпа нон .
В последние годы вьетнамские дизайнеры экспериментируют с заимствованиями в аозай элементов национальных платьев стран Восточной Азии и Индии. И это не случайно – ведь сама вьетнамская культура появилась на стыке двух великих культур мира, китайской и индийской.