Буддизм во Вьетнаме
Буддизм проник во Вьетнам в третьем или втором веке до нашей эры из Индии или из Китая в 1 или 2 веке нашей эры. Вьетнамский буддизм имеет синкретические отношения с некоторыми элементами даосизма, китайской духовности и вьетнамских народных религий.
Статуя сидящего Будды в храме
Основы и история
Слово «будда» произошло от санскритского корня «будх» и означает переход от спящего, затемненного состояния к пробуждению и просветленному сознанию. Одновременно Буддой называют основоположника буддизма, индийского принца древности Сиддхартха Гаутама из рода Шакьямуни. Буддизм можно считать развитием, или продолжением, брахманизма. Гаутама жил между 560 и 480 гг. до нашей эры, то есть, за пять веков до рождения Христа. Датой возникновения буддизма принято считать 569 год до нашей эры.
В конце 2017 г. китайские археологи в ходе раскопок буддийского храма в округе Цзинчжоу обнаружили кремированные останки, которые, вероятно, принадлежали Будде и были собраны монахами из монастыря Лунсин около тысячи лет назад.
На основании этих останков и старинных статуэток Будды из меди и камня можно заметить некоторые особенности его внешности. Например, у него очень длинные мочки из-за длительного ношения украшений в ушах в прежней, богатой жизни. Также, плоские подошвы, пальцы одинаковой длины.
Еще одна интересная особенность — ушнина. Это выпуклость на макушке головы, покрытая волосами. Ушнина является обязательным иконографическим признаком Будд. Научная точка зрения объясняет наличие у Будды пучка волос на макушке тем, что в придворных кругах древней Индии мужчины носили длинные волосы, которые укладывали на макушке. Но буддисты объясняют ее по другому. По их воззрениям, волосы всего лишь закрывают выпуклое образование на черепе, наличие которого говорит об обретении высшего познания.
Сиддхартха Гатаума в 29 лет ушел из дома, став отшельником. К 35 годам у него созрело убеждение в близости открытия истины и он погрузился в медитацию, в которой примерно один месяц. В процессе медитации Сиддхартха Гатаума достиг просветления, то есть, стал буддой, которому открыты все законы мироздания. Затем Будда произнес свою первую проповедь, получившую название «Поворот Колеса Закона». После этого он в течение 45 лет занимался продвижением своего учения. Буддизм проник в Шри Ланку, Бутан, Непал, Тибет, Бирму, Китай, Камбоджу, Таиланд, Лаос, Корею, Японию, Вьетнам.
Буддизм, в отличие от многих других религий, не признает священных книг, божественных личностей или какую-либо еще форму авторитаризма. Он проповедует, что человек является творцом своей судьбы. Буддизм учит, что страдание не является неизбежным, оно порождено невежеством, избыточными желаниями и жадностью. Преодолеть страдания можно, следуя восьмеричным путем веры. Этот путь можно представить как жизнь в простоте, в чистоте помыслов и действий, а также как постоянное движение к Нирване. Понятие Нирваны обозначает высшую цель всех живых существ. Есть множество определений понятия «нирвана», но обычно оно связывается с состоянием освобождения от страданий, вечному блаженству, разрывающему цикл смертей и рождений.
В современном мире буддизм исповедуют около 6-8% населения мира, что намного уступает христианству, исламу и индуизму. Буддизм остается безусловно азиатской религией: 99% буддистов живут в Азии, причем в восточной ее части. С приходом в Восточную Азию западной цивилизации, вначале в форме колониализма, затем экономически, буддизм стал понемногу проникать в Европу и США. При этом его проникновение происходит не через миссионеров, как в древности, а путем осмысления и самостоятельного принятия отдельными интеллектуалами и людьми искусства. Кроме того, это учение / религию несут с собой иммигранты из Восточной Азии. Самый северный в мире буддийский храм находится в Санкт-Петербурге. Он был построен еще до Октябрьской революции.
Проникновение во Вьетнам
Во Вьетнаме первые буддийские проповедники появились в самом начале первого тысячелетия нашей эры. Буддизма шел из Индии по морю и из Китая по суше. Индийские проповедники следовали учению «Малой колесницы» (по-вьетнамски Тиеу Тханг). Сторонники этого учения поклонялись только Будде Шакьямуни, основателю религии. Учение «Большой колесницы» привносилось индийскими и китайскими проповедниками. Последователи «Большой колесницы» поклоняются многим изображениям Будды, а также духам китайского даосизма. После 5-го века господствующим стало направление «Большой колесницы». Во время зависимости Вьетнама от Китая буддизм наряду с конфуцианством постепенно внедрялся в народ.
Буддийские школы во Вьетнаме возникли в конце 4-го века. Первую из них основал в 580 г. индиец Винитаручи, вторую — Во Нгон Тхонг из китайского города Гуанчжоу в 820 г., третью — китайский монах Тхао Дьюнг (Цао Тан) в 1069. Все эти три школы исповедовали учение тхиен, развивая традиции южного направления чань-буддизма.
В 10-12 веках буддизм во Вьетнаме был уже государственным культом. В 13-м веке на смену школам Винитаручи, Во Нгон Тхонга и Тхао Дыонга пришла новая школа тхиен — Чук Лам, основанная в 1299 императором Чан Ньян Тонгом, который отрекся от престола и ушел в монахи. Один из буддийских памятников того периода — Бронзовая пагода на вершине Йенты, самой высокой в горной цепи Донгчиеу на северо-востоке Вьетнама.
В 30-х годах 20-го века буддийское духовенство активизировало действия по возрождению буддизма во Вьетнаме. Оно стремилось повысить интерес к этой религии в обществе, расширить изучение и распространение канонических текстов. Создавались буддийские учебные заведения, издавались журналы, религиозная литература. Эта деятельность возобновилась в конце 40-х годах, особенно в Южном Вьетнаме. 16 марта 1958 г. состоялся учредительный съезд Единого буддийского союза, поддерживавшего политику правительства Демократической Республики Вьетнам. Во время Первой и Второй индокитайских войн (с Францией и США) буддисты были союзниками правительства Хо Ши Мина и его преемников.
В Южном Вьетнаме в начале 60-х годов буддисты проводили многочисленные протестные акции против проамериканского режима Нго Динь Зьема (Зьем был католиком). Дело доходило до публичных самосожжений буддийских монахов, что вызывало критику проамериканского режима во всем мире.
В конце 60-х и начале 70-х годов многие молодые люди уходили в монахи. Велось строительство пагод. В 1989 г. в городе Хошимине открылся институт по изучению буддизма. Буддисты представляют собой наиболее многочисленную религиозную общину СРВ, но руководство церкви расколото. Последователи буддизма во Вьетнаме часто различаются в воззрениях. Объединенная буддийская церковь находится в оппозиции.
Центральная буддийская Церковь Вьетнама лояльна властям. Высшие политические руководители произносят приветственные речи в день рождения Будды. Бывает, что храмы иногда даже используются в качестве избирательных участков в дни голосования.
Современное положение
Хотя вьетнамский буддизм не имеет сильной централизованной структуры, практика ритуалов похожа во всей стране. практически в любом храме. Монахи обычно скандируют сутры, читают имена будд, совершают покаяние и молятся о возрождении на Чистой Земле. Сутры Лотоса и Амитабхи являются наиболее часто используемыми. Большинство сутр и текстов на китайском языке.
На рассвете, в полдень и в сумерках регулярно практикуются три службы.
Буддийские храмы также играют важную роль в ритуалах смерти и похоронах в самом Вьетнаме и среди зарубежных вьетнамцев .
Самый большой во Вьетнаме буддийский храм находится в районе Байдинь (Bai Dinh) провинции Ниньбинь (Ninh Binh) на севере страны. Он построен в 2008 г. В главном зале этой пагоды расположены три вылитые из бронзы статуи будд: Прошлого, Настоящего и Грядущего. Вес каждой статуи — 50 тонн.
Самая большая в Европе буддийская пагода «Чук Лам» (в переводе с вьетнамского — бамбуковый лес) построена в 2007 г. в Харькове с консультативной помощью специалистов из Вьетнама.
В 2008 г. открылся первый буддийский храм на территории Чехии, в г. Варнсдорфе. В Чехии проживает довольно большая вьетнамская община.