Тропа Хо Ши Мина

Назначение Тропы Хо Ши Мина

Тропа Хо Ши Мина — это система большей частью замаскированных узких грунтовых дорог, которая была
построена и использовалась Северным Вьетнамом (ДРВ) во время войны во Вьетнаме с целью снабжения оружием,
продовольствием, горючим отрядов Национального Фронта освобождения Южного Вьетнама. Официально она называлась стратегической дорогой Чыонгшон или шоссе № 559. Тропой Хо Ши Мина ее стали называть как вьетнамцы, так и американцы. Она проходила вначале по Северному Вьетнаму, затем недалеко от 17-й параллели уходила в Лаос, продолжалась на территории Камбоджи (у Хо Ши Мина были сильны позиции в этих странах, так как с 1930 по 1951 г. существовала единая компартия Индокитая, лидером которой он являлся). С территории этих стран уже шло несколько ответвлений на Южный Вьетнам.

Вьетнамский плакат времен войны

Вьетнамский плакат
времен войны

Поправкой Купера-Черча американским сухопутным войскам запрещалось пересекать границу Лаоса и Камбоджу. Несмотря на это, армия и спецслужбы США
совершали рейды в Камбоджу и вели так называемую «секретную войну» в Лаосе.

В первое время по Тропе Хо Ши Мина двигался поток носильщиков, доставлявших не только легкое оружие, но и разобранные на части артиллерийские орудия, минометы. Затем появились прирученные местными жителями слоны. Впоследствии грузы стали укреплять и на велосипеды, а затем по ней шли уже автомашины и танки.

К 1965 году Тропа Хо Ши Мина представляла собой систему нескольких параллельных дорог. На ней появлялись все более сложные инженерные сооружения: переправы, мосты, невидимые с самолетов броды. Там, где дорога проходила по безлесым местам, для маскировки высаживали деревья. Была налажена телефонная связь на 6 тысяч абонентов.

Действия США по уничтожению Тропы Хо Ши Мина

НФОЮВ (Вьетконг) не мог бы действовать без снабжения с Севера, которое осуществлялось по Тропе Хо Ши Мина. Понимая это, командование американского контингента во Вьетнаме одной из своих главнейших задач считало уничтожение «Тропы». Над ней круглосуточно летали американские самолеты-разведчики и вертолеты, ни на день не прекращались бомбежки. ВВС США было сделано 800 тысяч самолето-вылетов, сброшено 3 миллиона тонн бомб. Сбрасывались сейсмические датчики, регистрировавшие движение грузовиков по дороге, а также шариковые и осколочные бомбы, магнитные бомбы для поражения движущихся машин. Джунгли, по которым проходила дорога, поливались дефолиантами. Важнейшие перекрестки подвергались атакам десантников 1-й американской воздушно-десантной дивизии и южнокорейской дивизии «Белая лошадь». В атаках участвовали сотни вертолетов. За пять лет ВВС США совершили 2 602 вылетов только затем, чтобы сбросить на облака 47 тысяч 409 контейнеров с йодидом серебра с целью вызвать дожди и затопить «Тропу», а также вызвать подъём рек и уничтожить посевы. Этот проект назывался «Шпинат». Неслучайно в конце 60-х и начале
70-х годов, то есть, в самый разгар войны, отмечалось наибольшее выпадение осадков за весь период наблюдений.
После налетов американских бомбардировщиков на «Тропу» бригады вьетнамских ремонтников (в основном, это были девушки) быстро засыпали воронки.

Газики во Вьетнаме

«Газики» тоже ездили по тропе Хо Ши Мина

США потеряли над Тропой Хо Ши Мина 2545 самолетов различных типов(всего же было сбито 5 тыс.самолетов и бесчисленное количество вертолетов). Из-за «Тропы», часть которой проходила по территории Лаоса, досталось и этой стране. Американцы бомбили его территорию очень интенсивно. Кроме того, взлетавшие с крупнейшей в те годы базы ВВС США Кларк-Филд на Филиппинах огромные В-52 по самой своей конструкции не были приспособлены для посадки с полным боекомплектом. В дождливую погоду, когда они не видели целей в Северном Вьетнаме, «летающие крепости» перед посадкой в Таиланде просто избавлялись от бомб над Лаосом, не заботясь о том, куда они упадут. С 1964 по 1972 годы на Лаос было сброшено 2,5 млн. тонн бомб, больше чем на нацистскую Германию во Второй мировой войне.

К началу окончательного наступления на Сайгон к 1975 году было даже завершено строительство нефтепровода на Юг для быстрого обеспечения боевых машин горючим.
Несомненно, Тропа Хо Ши Мина войдет в историю войн как один из образцов талантливой организации длительных военных действий.

В настоящее время одни части «Тропы» являются туристской достопримечательностью, другие используются для передвижения на авто и мототранспорте, третьи, отдаленные, покрылись джунглями и по ним вновь бродят дикие животные.

Тропа Хо Ши Мина на море

С 1961 года начала действовать секретная судоходная линия, называемая Тропой Хо Ши Мина на море. По ней на грузовых судах на Юг тоже доставлялось оружие и другая военная техника для партизан. Для ее функционирования был создан отдельный флот, состоящий, преимущественно из судов среднего тоннажа.

Кроме перевозки грузов этот флот участвовал в освобождении островов и, даже, для перевозки политзаключенных, которым удавалось сбежать из тюрьмы острова Кондао. Ни номеров, ни названий на бортах судов не было. Некоторые даже маскировались под иностранные суда.

Добавить комментарий