Буддизм во Вьетнаме

Буддизм проник во Вьетнам в третьем или втором веке до нашей эры из Индии или из Китая в 1 или 2 веке н.э. Вьетнамский буддизм имеет синкретические отношения с некоторыми элементами даосизма, китайской духовности и вьетнамских народных религий.

Основы и история

Слово «будда» произошло от санскритского корня «будх» и означает переход от спящего, затемненного состояния к пробуждению и просветленному сознанию. Одновременно Буддой называют основоположника буддизма, индийского принца древности Сиддхартха Гаутама из рода Шакьямуни. Буддизм можно считать развитием, или продолжением, брахманизма. Гаутама жил между 560 и 480 гг. до н.э., то есть, за пять веков до рождения Христа. Датой возникновения буддизма принято считать 569 год до н.э.

Сиддхартха Гатаума в 29 лет ушел из дома, став отшельником. К 35 годам у него созрело убеждение в близости открытия истины и он погрузился в медитацию, в которой примерно один месяц. В процессе медитации Сиддхартха Гатаума достиг просветления, т. е. стал буддой, которому открыты все законы мироздания. Затем Будда произнес свою первую проповедь, получившую название «Поворот Колеса Закона». После этого он в течение 45 лет скитался по Индии и проповедовал свое учение. У него были ученики. Умер Будда в возрасте 80 лет. Сам он никогда не считал спасителем или мессией.

Буддийский храм в г.Хошимине

Буддийский храм в г.Хошимине

В конце 2017 г. китайские археологи в ходе раскопок буддийского храма в округе Цзинчжоу обнаружили кремированные останки, которые, вероятно, принадлежали Будде и были собраны монахами из монастыря Лунсин около тысячи лет назад.

Буддизм, в отличие от многих других религий, не признает священных книг, божественных личностей или какую-либо еще форму авторитаризма. Он проповедует, что человек является творцом своей судьбы. Буддизм учит, что страдание не является неизбежным, оно порождено невежеством, избыточными желаниями и жадностью. Преодолеть страдания можно, следуя восьмеричным путем веры, который можно в общем представить как жизнь в простоте, в чистоте помыслов и действий, а также как постоянное движение к Нирване — вечному блаженству, разрывающему цикл смертей и рождений.

Возникнув в Индии, буддизм ушел на Восток: в Шри Ланку, Бутан, Непал, Тибет, Бирму, Китай, Камбоджу, Таиланд, Лаос, Корею, Японию, Вьетнам.

В современном мире буддизм исповедуют около 6-8% населения мира, что намного уступает христианству, исламу и индуизму. Буддизм остается безусловно азиатской религией: 99% буддистов живут в Азии, причем в восточной ее части. С приходом в Восточную Азию западной цивилизации, вначале в форме колониализма, затем экономически, буддизм стал проникать в Европу и США. При этом его проникновение происходит не через миссионеров, как в древности, а путем осмысления и самостоятельного принятия отдельными интеллектуалами и людьми искусства. Кроме того, буддизм несут с собой иммигранты из Восточной Азии. Самый северный в мире буддийский храм находится в Санкт-Петербурге. Он был построен еще до Октябрьской революции.

Проникновение во Вьетнам

Во Вьетнаме первые буддийские проповедники появились в самом начале первого тысячелетия нашей эры. Проникновение будизма шло из Индии по морю и из Китая по суше. Индийские проповедники следовали учению «Малой колесницы» (по-вьетнамски Тиеу Тханг). Сторонники этого учения поклонялись только Будде Шакьямуни, основателю религии. Учение «Большой колесницы» привносилось индийскими и китайскими проповедниками. Последователи «Большой колесницы» поклоняются многим изображениям Будды, а также духам китайского даосизма. После 5-го века господствующим стало направление «Большой колесницы». Во время зависимости Вьетнама от Китая буддизм наряду с конфуцианством постепенно внедрялся в народ.

Буддийские школы возникли в конце 4-го века. Первую из них основал в 580 г. индиец Винитаручи, вторую — Во Нгон Тхонг из китайского города Гуанчжоу в 820 г., третью — китайский монах Тхао Дьюнг (Цао Тан) в 1069. Все эти три школы исповедовали учение тхиен, развивая традиции южного направления чань-буддизма.
В 10-12 веках буддизм во Вьетнаме был уже государственным культом. В 13-м веке на смену школам Винитаручи, Во Нгон Тхонга и Тхао Дыонга пришла новая школа тхиен — Чук Лам, основанная в 1299 императором Чан Ньян Тонгом, который отрекся от престола и ушел в монахи. Один из буддийских памятников того периода — Бронзовая пагода на вершине Йенты, самой высокой в горной цепи Донгчиеу (провинция Куангнинь, северо-восточная часть Вьетнама).

В 30-х годах 20-го века буддийское духовенство активизировало действия по возрождению буддизма во Вьетнаме. Буддийские лидеры стремились повысить интерес к этой религии в обществе, расширить изучение и распространение канонических текстов. Создавались буддийские учебные заведения, издавались журналы, религиозная литература. Эта деятельность возобновилась в конце 40-х годах, особенно в Южном Вьетнаме. 16 марта 1958 г. состоялся учредительный съезд Единого буддийского союза, поддерживавшего политику правительства Демократической Республики Вьетнам. Во время Первой и Второй индокитайских войн (с Францией и США) буддисты были союзниками правительства Хо Ши Мина и его преемников.
В Южном Вьетнаме в начале 60-х годов буддисты проводили многочисленные протестные акции против проамериканского режима Нго Динь Зьема (Зьем был католиком). Дело доходило до публичных самосожжений буддийских монахов, что вызывало критику проамериканского режима во всем мире.
В конце 60-х и начале 70-х годов многие молодые люди уходили в монахи. Велось строительство пагод. В 1989 г. в городе Хошимине открылся институт по изучению буддизма. Буддисты представляют собой наиболее многочисленную религиозную общину СРВ, но руководство церкви расколото. Последователи буддизма во Вьетнаме часто различаются в воззрениях. Объединенная буддийская церковь находится в оппозиции.
Центральная буддийская Церковь Вьетнама лояльна властям. Высшие политические руководители произносят приветственные речи в день рождения Будды. Буддийские храмы иногда даже используются в качестве избирательных участков в дни голосования.

Современное положение

Хотя вьетнамский буддизм не имеет сильной централизованной структуры, практика ритуалов похожа во всей стране. практически в любом храме. Монахи обычно скандируют сутры, читают имена будд, совершают покаяние и молятся о возрождении на Чистой Земле. Сутры Лотоса и Амитабхи являются наиболее часто используемыми. Большинство сутр и текстов на китайском языке.
На рассвете, в полдень и в сумерках регулярно практикуются три службы.

Буддийские храмы также играют важную роль в ритуалах смерти и похоронах в самом Вьетнаме и среди зарубежных вьетнамцев .

Самый большой во Вьетнаме буддийский храм находится в районе Байдинь (Bai Dinh) провинции Ниньбинь (Ninh Binh) на севере страны. Он построен в 2008 г. В главном зале этой пагоды расположены три вылитые из бронзы статуи будд: Прошлого, Настоящего и Грядущего. Вес каждой статуи — 50 тонн.

Самая большая в Европе буддийская пагода «Чук Лам» (в переводе с вьетнамского — бамбуковый лес) построена в 2007 г. в Харькове с консультативной помощью специалистов из Вьетнама.
В 2008 г. открылся первый буддийский храм на территории Чехии, в г. Варнсдорфе. В Чехии проживает довольно большая вьетнамская община.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.